Домра


Домра — струнный инструмент, наиболее распространенный в XVI — XVII вв. преимущественно среди скоморохов. Как самого инструмента, так и точного описания или изображения его не сохранилось.

Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры.

Домра представляет собой трехструнный инструмент с полусферическим резонаторным корпусом, короткой шейкой с грифом и слегка отогнутой назад фигурной головкой. Общая длина типового инструмента около 600 мм, а диаметр (ширина) корпуса 250 мм. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора. Настройка струн квартовая.

В 1896 — 1900 гг. на основе этой домры, Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр (квартового строя) — от пикколо до контрабаса. При объединении их с семейством балалаек окончательно сформировался оркестр русских народных инструментов.

В 1908 г. Г.П. Любимов совместно с мастером С.Ф. Буровым на основе реконструированной Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр. В настоящее время в оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, но нередко и четырехструнные.

Домры — преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они — основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек-прим) пишут сольные концертные произведения.