Балалайка


Балалайка — трехструнный инструмент с треугольным, полусферическим или овальным корпусом, довольно длинной шейкой и слегка отогнутой назад лопатообразной головкой.

Общая длина инструмента — 600 — 700 мм. Корпус балалаек овальной формы делался долбленым, треугольной и полусферической — из деревянных клепок. Дека плоская, с вырезанными в ней резонаторными отверстиями, расположенными часто звездообразно. На шейке 5 навязных ладов. Струны жильные, одним концом они крепятся к колышку внизу корпуса, другим — к колкам в головке.

Основной строй — квартовый (при трех струнах вторая и третья настраиваются в унисон). Бывает также кварто-квинтовый строй, носящий название «разлад», и «гитарный» — в виде мажорного и минорного трезвучий. Звук извлекают бряцанием по всем струнам концами пальцев правой руки или защипыванием отдельных струн.

Балалайка — сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 г. (Голиков И. И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, что она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O большой популярности балалайки в деревенском и городском «низовом» музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

В 80-х гг. XIX в. В.В. Андреевым совместно с инструментальными мастерами В.В. Ивановым, а затем Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым балалайка народного образца была усовершенствована. Впоследствии на ее основе создано семейство оркестровых инструментов хроматического строя — пикколо, сопрано (позже упразднены), прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Первое выступление «кружка балалаечников» состоялось в Петербурге в 1888 г., после чего усовершенствованная балалайка и балалаечные оркестры, а с 1896 г. балалаечно-домровые (получившие наименование великорусских) стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Успеху балалайки во многом содействовали дешевизна инструмента и легкость обучения игре на нем.